четверг, 23 декабря 2010 г.

Размышления о крестных ходах

О мнимых и настоящих крестных ходах

21 12 2010
Автор: Дмитрий Марченко, Олег Гавриш
Orthodoxy.org.ua

«Собор поддерживает инициативу духовенства и мирян о проведении крестных ходов, являющихся видимым выражением веры и благочестия народа Божия. Вместе с тем обращается внимание на необходимость их организации в рамках церковной дисциплины, по благословению Священноначалия, дабы они не становились демонстрацией маргинальных настроений, далеких от истинного Православия».
Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 24-29 июня 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»


Только-только в Киеве утихли волнения и митинги в связи с принятием нового Налогового Кодекса. Однако мало кто заметил, что, помимо митинга на Майдане периодически перед зданием Верховной Рады проходил альтернативный «митинг», участники которого называли своё мероприятие «крестным ходом» и «молитвенным стоянием». Более того, жители Киева и паломники, посещающие Киево-Печерскую Лавру, могли в текущем году с завидной регулярностью наблюдать людей, идущих с хоругвями и иконами от Лавры к Верховной Раде…

Обычный вторник, 10:15 по киевскому времени

Вокруг Успенского собора Киево-Печерской Лавры идет крестный ход. Приблизительно три тысячи человек. В основном бабушки за 60, но есть и молодежь, а также люди, одетые в форму казаков. Руководит всем шествием высокий мужчина с мегафоном, он поет в мегафон и дирижирует пением людей. Периодически к нему подходит маленький юркий человек и что-то говорит. Высокий мужчина утвердительно кивает и меняет песни. Поют молитву православному царю.

В руках транспаранты – «Родина-мать зовет», но вместо текста советской присяги текст молитвы православному царю. На других транспарантах — требования вернуть православного царя и запретить выдачу ИНН. Остается только посочувствовать бедным бабушкам, вынужденным петь на таком морозе. «Крестный ход, это ведь для того, чтобы прославить Бога и попросить Его о заступничестве, так что помоги им, Господи…» — мелькает мысль в голове.

10:45 по киевскому времени. У здания Митрополии собираются те, кто полчаса назад ходил вокруг Успенского собора. Людей прибывает все больше и больше. Они начинают петь молитву православному царю: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православному царю на сопротивныя даруя».

Тот самый маленький юркий человек подходит к тому, у кого в руках мегафон, и что-то говорит. Высокий мужчина начинает дирижировать перед участниками мероприятия. Они скандируют: «Во-лын-ца! Во-лын-ца!». Слышатся крики «Волынец, ты где?», «Не прячься от народа!», «Волынец, выйди к народу!» Валентин Волынец — глава юридического отдела при Священном Синоде УПЦ. Заслуженный юрист Украины, и такое фамильярное отношение к этому человеку со стороны организаторов акции больше напоминает игру мускулами. Сегодня кричат: «Волынец, выходи!», а завтра там может быть любая другая фамилия...

Чуть поодаль от остальных стоит группа людей, «дирижирующая» выкриками участников мероприятия. Находясь в толпе, можно расслышать разговоры в строю митингующих. Вот женщина поправляет своему сыну (на мероприятие привели детей) шапку и говорит назидательно: «Ничего, потерпи чуть-чуть, потом уж отогреешься». В другой стороне вспыхнула ссора: «Гореть тебе в аду за такое!» «Нет, это тебе гореть в аду! А за меня ты не переживай…»

«Ну, мы выступаем против введения ИНН в новом Налоговом Кодексе», — объясняют организаторы цель собрания. И на возражения, «так у нас же есть альтернатива. Можно получать, можно не получать ИНН», выдают аргументацию: «Ну, альтернатива-то есть, но кодекс-то на подписи у Президента, а Президента-то обмануть могут и альтернативу ту из кодекса изъять». В общем, такой вот профилактический ход. Тысячи людей мерзнут за то, чтобы Президента не обманули. На вопрос, кто организатор, отвечают: «Валентин Лукьяник».

О формулировках

Крестный ход – это исключительно церковная практика. Классическое определение крестного хода не подразумевает наличие каких-либо политических требований.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона по этому поводу содержит такую статью: «Крестный ход — торжественное церковное шествие из одного храма в другой или к какому-либо назначенному месту, с иконами, хоругвями и другими святынями храма, а главным образом, с большим крестом (запрестольным или выносным), от которого и самое шествие получило свое название. Священнослужители и церковнослужители, в церковных облачениях, во время шествия поют молебный канон. К. ходы существуют как в Православной Церкви, так и в Католической, и бывают двух родов: совершаемые по установлению, ежегодно в известные дни, и чрезвычайные. В частности, чрезвычайные крестные ходы устрояются с разрешения епархиального начальства по особым важным случаям местной церковной жизни, напр., на места закладки и построения нового храма, на поля для молитвы об избавлении от градобития или засухи; сюда относятся также К. ходы трезвенников и др.».

Насколько же упомянутые нами мероприятия соответствуют подобной формулировке? И что, собственно, подвигло людей к участию в этих акциях?

К сожалению, связаться с устроителями акций не удалось. Мобильный телефон Валентина Лукьяника не отвечает. Но позиция организаторов изложена, что называется на профильных сайтах.

Читаем на портале «Новороссия», освящающем антиналоговые протесты: «СРОЧНО И ОЧЕНЬ ВАЖНО! Просим принять участие в молитвенном стоянии и Крестном ходе против нового Налогового Кодекса. Опасность, о которой многократно предупреждали духоносные старцы, против которой боролись неравнодушные пастыри и архиереи, активисты православных братств и ревнителей Православия, стала реальностью. 17 июня Верховная рада Украины в первом чтении приняла законопроект № 6509 о введении в стране Налогового кодекса. В эти дни с 8.30 утра у здания парламента будут собираться верующие, чтобы выразить свое отношение к законопроекту, нарушающему их права. Братья и сестры! Просим вас откликнуться на наш призыв и принять участие в противодействии беззаконию антихристовой власти! Пришло время доказать нашу веру делом!» http://www.novorossia.org/obshestvo/891-srochno-i-ochen-vazhno-prosim-prinyat-uchastie-v.html

Это было летом. Осенью повторилось то же самое. Так в чем же причина столь резкого неприятия нового налогового законодательства не со стороны предпринимателей, но со стороны некоторых православных?

Наиболее пространно позицию устроителей мероприятий против ИНН освещает портал «Третий Рим». «К сожалению, вынуждены констатировать, что наши законные права — исповедовать свою веру, жить под именем, данным нам в Святом Крещении, без включения в электронный реестр — не учтены в принимаемом проекте Налогового кодекса. В качестве "альтернативы" верующим упорно навязывают учет по номеру и серии паспорта. Суть обмана состоит в том, что из номера паспорта формируют тот же цифровой идентификатор (в проекте — «реєстраційний номер облікової картки»), пожизненный, уникальный, ЗАМЕНЯЮЩИЙ ИМЯ ЧЕЛОВЕКА, с внесением данных в электронное досье. Всех, кто не хочет жить в электронном концлагере, приглашаем стать на защиту своих прав…

Как объяснить, почему православные верующие отказываются от ИНН и будут отказываться от паспортов с биометрическими данными, и какая опасность кроется в новых документах для всех людей без исключения? Объяснить это можно тому, кто знает о существовании информо-волновой терапии. Во всех медучреждениях есть различная аппаратура для диагностики организма на электро-волновом уровне (УЗИ, ЭКГ, РЭГ, томографы). С их помощью считаны и занесены в банк данных частотные характеристики всех органов человеческого тела в здоровом состоянии, больном и предсмертном. Также считаны и записаны электро-волновые показатели различных эмоций. Информо-волновая терапия занимается тем, что лечит организм на волновом уровне, используя новейшее оборудование. После диагностики человек проходит серию лечебных сеансов, когда на больной орган воздействуют частотами, на которых он работает в здоровом состоянии. В конце лечения человек здоров. На этих же волновых уровнях корректируется нарко- и алкозависимость и многое другое. Если радиус действия при лечении приблизительно 10-15 см, то радиус действия приборов, работающих на частотах, разрушающих организм, намного больше. Можно дать сигналы рассеивающего действия на довольно большую территорию. В настоящее время достаточное количество видеоинформации о том, как людям вживляют в правую руку (Н) и лоб (F) микрочип. После того, как в человеческое тело вживлен микрочип, человек теряет Богом дарованную ему свободу, становится управляемым извне киборгом, так как на расстоянии можно управлять работой всех органов, включая мозг, т.е. волей, эмоциями, чувствительностью такого человека» http://3rm.info/religion/5435-pochemu-pravoslavnye-protiv-inn-5-oktyabrya-sbor.html

Дальше следуют псевдонаучные выкладки и привычные апокалипсические страшилки. Лозунги, написанные на плакатах участников не оставляют сомнения в том, что участники акции разделяют это мнение.

Оставим пока в стороне вопрос, насколько оправданны эти опасения (Священный Синод и Архиерейский Собор довольно четко говорил об этом, кто захочет, может все найти) и вернемся к основному вопросу: могут ли данные протестные акции называться «крестным ходом», «молитвенным стоянием».

Итак. Мы видим шествие священников и мирян с крестами, хоругвями и иконами. Внешне – типичный крестный ход. Но только внешне.

Напомним, что крестный ход проводится в благодарность Богу за что-то, либо с прошением к Господу о чем-то. Когда его участники приходят довольно грубо требовать юриста Митрополии УПЦ или направляются к зданию Администрации Президента показать свою силу и потребовать отмены какой-то нормы в законе, это уже не Крестный ход. Это самая обыкновенная политическая демонстрация.

На которую, к слову, у епархиального начальства никто не спрашивал разрешения.

Узнать по плодам

Есть и ещё один фактор, о котором часто забывают: «Крестные ходы совершаются с благоговением и тишиною, чтением и пением внятным и проч., вооб ще как всякое богослужение, совершаемое в церкви». То есть, это разновидность проповеди внешнему миру о Христе.

Вот что об этом пишет игумен Валериан (Головченко), имеющий опыт настоящей «уличной» евангелизации. «Если это проповедь, то почему никто не полюбопытствовал, какую реакцию она вызывает у «внешних»? У тех, к кому, собственно, адресована? Отвечу – крайне негативную. Утверждаю это хотя бы потому, что желающих влиться в крестный ход со стороны практически нет. Данное мероприятие, скорее, вызвано желанием показать самим себе, какие мы хорошие. Какие мы еще «ого-го»! Почему-то вспоминается крестный ход со вновь обретенными мощами прп. Серафима Саровского. Люди, жившие в состоянии духовной спячки, пробуждались и вливались в шествие, проходившее через их родные города и веси! К крестному ходу хотелось присоединиться, поучаствовать. Пройти вместе с богомольцами хотя бы километр. В нынешних крестных ходах обыватели участвовать не хотят. Даже близко не подходят – боятся. Боятся быть обвиненными в «неправославии», если не отождествляют его с русским самодержавием. Боятся враждебности ультраправославных. Боятся тех диковатых плакатов политического толка, неизменно всплывающих над хоругвеносцами. Боятся напомнить отравленным ересью царебожия, что спасает Христос, а не самый святой царь. Сколько бы ни пеклись организаторы об отсутствии политических заморочек и плакатов у участников крестного хода, эти «сопутствующие товары» будут обязательно. Они уже как большие визитки. Без них – никак! Идти будут долго, по пути теряя личный состав. «Отряд не заметил потери бойца», но пел не яблочко-песню, а молитвословия. Притом невнятно и вразнобой. Слова были неизвестны и непонятны прохожим, а нескладное пение мешало постигнуть их смысл. Зато вполне очевиден был смысл плакатов: «Долой ИНН!», «Штрих-код – метка жидовских раввинов!», «Православия не бывает без русского царя!» И десяток политлозунгов помельче. Короче, уже и не до покаяния – «Даешь! Даешь! Долой! Долой!». http://o-val.ru/zp/0507.htm

Стоит добавить, что никто не запрещает христианам выходить на митинги и демонстрации и требовать от власти улучшения законодательства, исходя из христианских ценностей. Но почему, когда принимали законопроект о запрете азартных игр, не было ни одного «крестного хода» в поддержку действительно благого намерения? Почему не было ни одного «крестного хода» в поддержку закона об усилении ответственности за распространение детской порнографии? То, что действительно волнует общество, то, что на самом деле может сделать нашу жизнь лучше, устроители православных демонстраций системно игнорируют. Почему их интересуют лишь вопросы, вызывающие в Церкви, мягко говоря, разделение мнений?

Притча о талантах (Мф.25:13-30) учит нас, что мы обязаны следить за тем, чтобы тратить наше время на то, что действительно полезно для Господа. Праздное времяпровождение, как и трата времени впустую – это грех. Так говорит Священное Писание. Так учили отцы Церкви.

Давайте посмотрим, сколько времени тратят на политические и законодательные митинги их участники? К сожалению, общей статистики нет. Но если зайти на сайт Новороссия http://www.novorossia.org/kr_hod/, то там можно найти список проведенных с начала этого года крестных ходов. Только согласно этой информации, в год в митингах и шествиях, использующих православную атрибутику и выдвигающих политические либо законодательные требования, на территории Украины участвовало не менее 16 тысяч человек, каждый из которых потратил на такого рода мероприятия в среднем около 70 часов.

Этого количества людей и часов хватило бы на то, чтобы на протяжении года устроить круглосуточное дежурство и попечение обо всех больных в центральной больнице любого города-миллионика. Если бы каждый их этих людей тратил бы всего лишь один час в день на то, чтобы рассказывать о Христе прохожим, петь православные гимны и славить Господа, то это позволило бы вести круглосуточную уличную проповедь о Спасителе во всех областных центрах Украины 365 дней в году.

Что можно ещё сказать по поводу?

Акции, пусть и с атрибутами крестных ходов, какими бы благими намерениями не диктовались, если не имеют на то благословения священноначалия, могут квалифицироваться лишь как самочинные сборища, как бы резко это ни звучало. Термина «молитвенное стояние» в контексте протестных акций церковная история вообще не знает.

Сейчас мы видим только политическую акцию, для благолепия наряженную в псевдоцерковные одежды. Но мирянин и в одежде священника останется мирянином, политический плакат, даже если его освятить по чину, иконой не станет. Не стоит обольщаться. И единственная историческая аналогия, которая напрашивается в данном контексте, – это печально известное шествие попа Гапона в 1905 году.

Комментариев нет:

Отправить комментарий